О компании СМИ о нас

В России – свои хорошие источники ценовой информации!

31 марта 2010, 15:17

В рамках дискуссии о ценообразовании на нефтепродукты в РФ на страницах портала Oil.Эксперт выступает доктор экономических наук, профессор РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Тамара Канделаки.

-Как вы оцениваете формулу Минэнерго?
-Недавно Минэнерго опубликовало предложения по ценообразованию на нефтепродукты на внутреннем рынке. Формула Минэнерго представляет собой привязку к мировой цене 20% прибавки. При этом формула, которую предложили ВИНК – более мягкая, предполагает – плюс, минус 20 %. Теоретически по второй формуле, цены могут быть ниже мировых. По смыслу обе формулы – обычный расчет цены продукта на воротах НПЗ методом NETBACK от котировки продукта аналога.

Это замечательно, что Минэнерго опубликовало формулы на своем сайте, надеюсь, что они нормально отнесутся к критике.
Формула – не совсем понятна, остается загадкой – почему на внутреннем рынке цены выше, чем на мировом? Многие ориентируются на котировки таких международных агентств как Platts, Argus, но и в России существуют свои собственные источники ценовой информации. Прежде всего это ГУП ЦДУ ТЭК, затем уважаемое агентство «Кортес», отмечу также eOil.ru, которые в короткие для рынка сроки сделали прекрасную электронную площадку по торговле нефтепродуктами и нефтью, и, конечно, наше агентство «ИнфоТЭК». Можно ориентироваться на кого-то конкретно, можно пользоваться всеми источниками одновременно.

-Насколько проработан и мотивирован проект, разработанный Министерством, на Ваш взгляд?
-Что касается оценки рыночной ситуации Минэнерго, то можно привести несколько цитат из «Проекта методики расчета ценообразования», разработанного ведомством.
К примеру: «Российский рынок нефтепродуктов еще не вышел на спросовые ограничения по цене»; «Цены на моторное топливо не являются существенным ограничением для автовладельцев»; «В России одни из самых низких цен в мире на нефтепродукты»;
Перевожу: «т.е. автовладельцам все равно, и, значит, цены можно поднять, а спрос при этом не изменится».

Еще несколько выдержек: «Инерционность внутреннего рынка имеет свои неоспоримые преимущества, т.к. позволяет «сглаживать» колебания крайне нестабильных мировых рынков»; «Представляется целесообразным формирование объективного индекса внутренних цен на базе ценовых котировок на сопоставимых и тесно связанных с российским основных внешних рынков».
Что из этого можно заключить, что мировые рынки – нестабильны, наш рынок – инерционен, поэтому надо привязать наши инерционные цены к мировым нестабильным, чтобы они тоже стали нестабильными?
Мы, кстати, присутствуем на всех мероприятиях, где обсуждаются формулы цен, и задаем все эти вопросы представителям министерства.

- Еще раз хотелось бы спросить Ваше мнение, хотя это также постоянно сегодня обсуждается везде – и на отраслевых заседаниях и в отраслевой прессе, насколько стоит ориентироваться на мировой рынок в плане формирования и определения цен на нефтепродукты?

-Основная мысль, которую мне бы хотелось донести, что нефтепродукты, в отличие от драгметаллов и валюты, являются социально-значимыми. Из 36 млн тонн производимых автомобильных бензинов, экспорт составляет 10 %, внутренний спрос – чуть более 30 млн тонн в год.
Ну нельзя этот рынок привязывать к мировому рынку нефти, потому что это – наш внутренний продукт!

Дизтоплива в России производится 70 млн тонн в год и примерно на 50 % зависит от мирового рынка нефти. Экспорт авиакеросина – 20 %, этот продукт так же слабо зависит от мирового рынка нефти, как и бензин.
Только с мазутом ситуация особая – примерно на 80% он зависит от мирового рынка, так как значительного потребления на внутреннем рынке у него нет.

Мы видим, что нет никакого основания привязывать бензин и авиакеросин к мировому рынку нефти. Внутренний рынок должен определять производитель и потребитель. Продукт должен стоить столько, сколько мы сможем за него платить.

-Каково значение каждого из рынков – биржевого и спотового?

-Существование биржевого рынка не является альтернативной спотовому. Спотовый рынок нужен, но необходимо идти от потребителя. Наша позиция – выбрать в качестве базиса регион с максимальным потреблением и без НПЗ. Так по рынку автомобильного бензина и дизельного топлива можно взять Свердловскую область, где есть труба и железная дорога и серьезный спрос, по мазуту – Санкт-Петербург, где есть порт и спрос со стороны бункеровщиков.
Чтобы найти адекватные индикаторы цен, нужно осуществлять опрос потребителей в этих регионах и определять уровень справедливых рыночных цен в регионе как базиса для последующего расчета «цен на воротах НПЗ» на основании правила «самого короткого плеча».

ИнфоТЭК планирует начать делать такие котировки в самом ближайшем будущем. Это будут котировки потребительского спроса.

Joomlart