О компании СМИ о нас

Вертикальная интеграция в сфере консалтинга

Анализ и прогноз

Вертикальная интеграция в сфере консалтинга Компания "ИнфоТЭК-Консалт" как прообраз универсального аналитического центра
Тамара КАНДЕЛАКИ

Журнал "Нефть России" продолжает серию публикаций о российских консультационных центрах, специализирующихся на нефтегазовой и энергетической проблематике. Сегодня на вопросы нашего корреспондента Ольги СЕРГЕЕВОЙ отвечает генеральный директор компании "ИнфоТЭК-Консалт" .

- Какими соображениями Вы руководствовались, создавая компанию "ИнфоТЭК-Консалт"? У Вас был какой-то определенный "пример для подражания", или все приходилось начинать с нуля?

- Выбор специализации компании был напрямую связан с доперестроечным опытом ее создателей. Все, кто работает здесь, по профессии - нефтяники. Я так же, как и мой заместитель, долгое время работала в Институте имени Губкина. Потом восемь лет трудилась в качестве вице-президента Московской нефтяной биржи, специализировалась в сфере трейдинга. У нас есть очень хорошие специалисты по нефтедобыче, нефтепереработке и нефтехимии. По сути, наша компания аккумулировала, с одной стороны, традиции советской фундаментальной науки, а с другой - опыт реальной работы в условиях рыночных отношений.

В России сохранились очень хорошие отраслевые научно-исследовательские институты, которые, к сожалению, никто давно не финансирует. Но специалисты, работающие там, занимаются в основном производственными вопросами. Им неведомы принципы ведения нефтяного бизнеса. Они, к примеру, прекрасно знают, какие установки на каких заводах стоят, но совершенно не в состоянии дать клиенту совет, как он может заработать, располагая теми или иными ресурсами. А наша фирма занимается именно последним.

- В чем же тогда проявляется ваше следование советской научно-исследовательской традиции?

- Я глубоко убеждена, что в основе любой консультационной деятельности лежит научно-исследовательская работа - то есть глубокий и максимально объективный анализ того или иного рынка. Если вы посмотрите на наш журнал "ИнфоТЭК: статистика, документы, факты", то увидите, что в нем нет публицистики. Только факты. В компании "ИнфоТЭК-Консалт", несмотря на то что она активно занимается издательской деятельностью, не работает ни одного журналиста. По сути, мы представляем собой маленький научно-исследовательский институт.

Теперь о том, как возник "ИнфоТЭК-Консалт". Дело в том, что мы пришли не на пустое место, до нас существовал просто "ИнфоТЭК" - организация, созданная по инициативе Юрия Шафраника при Министерстве топлива и энергетики. Она занималась изданием журналов "Итоги Минтопэнерго" и "ТЭК-Курьер". В середине 90-х годов от этой корневой структуры "ответвилось" еще несколько, в том числе и "ИнфоТЭК-Консалт". Помимо нас, соответствующий корень в своем названии имеют еще "ИнфоТЭК-Терминал" и "ИнфоТЭК-Пресс" (последняя компания фактически является поменявшим название "ИнфоТЭК").

- Какая категория ваших клиентов является самой многочисленной? Что вам ближе в отношениях с ними - "метод ручной сборки" или "принцип конвейера"?

- Конечно, первое. Дело в том, что со многими постоянными клиентами, которые к нам обращаются (в данном случае имеются в виду компании, прибегающие к услугам ООО "ИнфоТЭК-Консалт" в сфере заказного консалтинга - ред.), мы работаем, как домашний психотерапевт. У каждого из них - свои проблемы. Например, представители одного дружественного нам предприятия, добывающего 1,5 млн т нефти, звонят и рассказывают о своих планах по строительству сети АЗС. Наше дело - понять и показать клиенту, как это желание реализовать. При этом, безусловно, крайне важно не просто добиться поставленной цели, а исходить из объективных интересов обратившейся к нам за помощью компании.

В то же время большинство наших клиентов - это подписчики, причем практически все из них уже перешли в категорию "постоянных". Если от нас кто-то и ушел, то это были иностранные инвесторы. На мой взгляд, у них сейчас нет интереса к нашей стране, и в ближайшее время они вряд ли получат широкие возможности для инвестирования в Россию. В то же время есть примеры, когда российские компании предпочитали наши услуги помощи зарубежных консалтинговых фирм.

- Окупает ли себя работа по изданию огромного количества печатной продукции?

- Если говорить честно, то мы не зарабатываем на этом много денег, но в то же время и не работаем себе в убыток. Выручают эксклюзивные заказы, которых мы, к сожалению, просто физически не можем выполнять больше 20 в год. Обычно один месячный заказ - это 25-30 тыс. долларов. Пример такой работы - "Прогноз развития нефтяной промышленности до 2010 г.", который мы делали для одной из крупных российских компаний. До сих пор не понимаю, почему бы такой фирме, как наша, не принять участие в разработке Энергетической стратегии России. Однако нужно констатировать, что государство пока не заказывало нам ни одного подобного исследования. Что касается крупных нефтяных компаний, то пока мы не знакомы, пожалуй, только со "Славнефтью".

- Судя по содержанию Интернет-сайта компании "ИнфоТЭК-Консалт", ваши исследования в основном ограничиваются рамками российской нефтегазовой отрасли. Это верное впечатление?

- Нет, абсолютно неверное. Мы занимаемся исследованием всех рынков, в том числе и зарубежных. К примеру, нас просят проанализировать, что из себя представляет рынок Чехии: есть ли там собственная добыча, в каком состоянии нефтепереработка. Похожее исследование мы делали и по Ираку. Очень много работ было посвящено странам ближнего зарубежья - Украине, Белоруссии, Казахстану, Литве, Латвии, Эстонии. Правда, у подобной деятельности есть своя специфика: мы практически не занимаемся наукой или теорией, а даем только ту информацию, которая важна для нашего клиента. Это значит, что в большинстве случаев нас интересует не рынок вообще, а только те его сегменты или закономерности развития, представление о которых поможет нашему клиенту достичь своих целей.

Таким образом, с одной стороны, мы жестко ограничены в своих исследованиях характером поступающих к нам заказов. С другой - "ИнфоТЭК-Консалт" работает только с теми запросами, которые отвечают его "профилю". Причем, наиболее интересны для нас те исследования, которые укладываются в рамки "приоритетных", уже давно разрабатываемых компанией направлений. Клиенты, которые делают подобные заказы, нам особенно дороги.

В этом смысле хотелось бы отметить одного нашего постоянного партнера - компанию "Таркосаленефтегаз", с которой мы работаем практически с момента ее создания. Компания небольшая, но очень динамично развивающаяся, крайне серьезно относящаяся к стратегии своего развития. Мне нравится, что каждый год "Таркосаленефтегаз" ставит перед нами одну-две задачи, которые связаны с нашей профильной деятельностью. Решая их, мы одновременно развиваемся как консалтинговая фирма, накапливаем опыт, оптимизируем базу данных.

Удивительно, но пока у нас практически не было заказов из области геологии, торговли оборудованием. В остальном мы повторяем модель вертикально интегрированной компании - занимаемся всем, начиная от добычи нефти и заканчивая маркетингом нефтепродуктов.

- Количество работающих у вас сотрудников позволяет брать на себя такие обязательства?

- Что верно, то верно, сотрудники - это большой дефицит. Каждый специалист у нас (а здесь постоянно работают 14 человек) - на вес золота. Как правило, каждый из них отвечает за какое-то одно направление: кто-то специализируется на добыче, кто-то - на переработке нефти, кто-то - на вопросах логистики и структуры поставок. При этом на человека обычно приходится очень большой объем работы. К примеру, двухтомник "Нефтяной рынок России" - результат труда всего лишь одного нашего сотрудника.

Когда это необходимо, мы привлекаем и сторонних экспертов - обычно их бывает не больше 50. Мы - компания маленькая, частная, нам очень тяжело расти. Каждый свой шаг мы продумываем с точки зрения максимального сокращения издержек. Поэтому каждый человек у нас на счету.

- Давайте поговорим о проблеме доступа к информации. Где такая компания, как "ИнфоТЭК-Консалт", берет необходимые сведения для того, чтобы выпустить в свет, к примеру, сборник "Нефтехимия, нефте- и газопереработка в Российской Федерации"?

- Определенный объем информации поступает к нам из Минэнерго. Дело в том, что мы очень плотно взаимодействуем с ЦДУ "ТЭК", поэтому все данные, которые собираются официально, нам априори доступны. Однако подавляющую часть интересующих нас сведений мы добываем самостоятельно. При этом существует такой важный этап, как проверка полученной информации - наши представители связываются с организациями, которые служат первоисточниками полученных данных, и высылают им информационные блоки для уточнения.

Все, что касается ближнего и дальнего зарубежья, - исключительно наша работа, поскольку Минэнерго имеет базы данных только по России. Наши взаимоотношения с ЦДУ "ТЭК" можно описать как партнерство - какую-то информацию мы берем у них, какой-то, наоборот, делимся. Иногда статус партнера Минэнерго причиняет нам некоторые неудобства. Это связано с тем, что западные компании предпочитают не иметь дела с государством, подозревая его органы в необъективности. Они говорят, что им нужны независимые поставщики информации. А полностью независимых консалтинговых компаний у нас в стране на данный момент нет.

Вообще, принцип "информационного партнерства" очень полезен в нашей работе. Однако работать на подобных условиях с зарубежными агентствами нам пока не удается. Дело в том, что стоимость информации (даже аналогичной) в России и за рубежом отличается в несколько раз. К примеру, мы продаем часть собранных нами данных агентству Platts. Однако все предложения об обмене информацией остаются без ответа, поскольку подписка на наш бюллетень стоит, условно, 600 долларов, а на бюллетень Platts - 17 тыс. Подобные трудности пока присутствуют и в наших взаимоотношениях с Международным энергетическим агентством.

- Существует ли проблема прозрачности информации?

- И да, и нет. С одной стороны, практически все компании охотно откликаются на наши просьбы и предоставляют нам реальные сведения о своей деятельности. Это связано с тем, что с большинством из них у нас установились довольно прочные партнерские (а значит, взаимовыгодные) отношения. Мы сами стараемся не отказывать нашим подписчикам в их просьбах, к примеру, когда вопрос идет о переводе того или иного термина. И они отвечают нам тем же. С другой стороны, бывают совершенно необъяснимые отказы, которые не поддаются никакому логическому анализу. И как пример я приведу "ЛУКОЙЛ". Компания очень открытая, по первому требованию предоставляющая большую часть интересующей нас информации. Но вот парадокс: крайне трудно получить любые сведения от ее дочернего предприятия "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка".

К примеру, недавно мы составляли справочник по производимым в России и странах СНГ маслам. Для того чтобы получить необходимые сведения, мы разослали огромное количество писем в адрес производителей данного вида продукции. Нам пришел ответ аж из Ферганы, и это вполне объяснимо, потому что если ты хочешь продать товар, ты должен позаботиться о том, чтобы информация о нем была доступна как можно большему числу потребителей. А Волгоградский НПЗ ответил, что запрашиваемые сведения - это коммерческая тайна. Самое интересное то, что принадлежащий тому же "ЛУКОЙЛу" Пермский завод предоставил все сведения без малейших проблем.

- У вас глобальные планы на будущее?

- Скорее, туманные. Вообще, рынок наших клиентов сокращается, хотя оборот одновременно с этим растет. Мы, как любой организм, развиваемся и стремимся к экспансии. К примеру, в прошлом году "ИнфоТЭК-Консалт" начал осваивать новую для себя область - глобальные прогнозы развития нефтяного сектора. В частности, мы разработали модель для оценки перспективного соотношения спроса и предложения нефти в различных регионах мира.

А если говорить не о планах, а о мечтах, то нам бы очень хотелось, чтобы в России было пять-шесть крупных нефтяных компаний и на всех них - один большой "ИнфоТЭК-Консалт" с двухсотлетней историей.

Блиц-прогноз

- Какие трансформации, на Ваш взгляд, могут ожидать рынок информационно-аналитических услуг в российском ТЭК в ближайшие годы?

- На мой взгляд, сегодня, как никогда, актуален вопрос создания в России единого информационно-исследовательского центра, специализирующегося на нефтегазовой проблематике. Тематика его исследований должна быть в равной мере интересна различным участникам нефтяного рынка, так как свои специфические проблемы они решают либо самостоятельно, либо с привлечением специализированных фирм.

В качестве примера задачи, решать которую лучше централизованно, можно привести информационное обеспечение дискуссии о целесообразности вхождения России в ОПЕК. Насколько мне известно, в тот момент, когда этот вопрос появился в повестке дня, правительству не удалось найти ни одного специалиста, достаточно хорошо ориентирующегося в принципах функционирования ОПЕК. И это неудивительно, поскольку подобная работа требует значительного времени и участия команды высококвалифицированных экспертов, собрать которую в нынешних условиях чрезвычайно трудно.

Еще одно подобное "белое пятно" - структура нефтепродуктообеспечения России. Информация такого рода, имеющаяся в распоряжении различных субъектов рынка, не только не полна, но порой противоречива. Данные Госкомстата не выдерживают никакой критики. Практически никто не может назвать точное число существующих в России АЗС, что вполне объяснимо, поскольку не существует простой системы учета автозаправочных комплексов, находящихся в собственности частных предпринимателей или предприятий.

Третий пример интересующей всех темы - это состояние рынков стран ближнего и дальнего зарубежья. Раньше подобными вопросами обязательно занималась одна из лабораторий отраслевого научно-исследовательского института. Сегодня же это направление никем не "закрывается", и серьезных подвижек здесь пока не заметно.

В мире существует довольно обширный опыт создания единых информационно-исследовательских центров. К этой категории относятся, например, Американский и Французский институты нефти. На мой взгляд, сегодня как никогда актуален вопрос о создании Российского института нефти, тем более что нечто подобное в нашей стране уже существовало.

Речь идет о знаменитом ГИНИ - Государственном исследовательском нефтяном институте, созданном в 30-е годы по образу и подобию ЦАГИ - суперинститута авиации. Память одного из основателей ГИНИ - выдающегося ученого Леонида Самуиловича Лейбензона, работы которого составили научную основу функционирования нашей нефтяной промышленности, - была увековечена в многочисленных формулах, названных в его честь. Это имя, на мой взгляд, мог бы носить и Российский нефтяной институт, который, я надеюсь, все-таки будет создан.

Joomlart